Киевская христианская церковь Дом Архитектора. Официальный сайт
Главная страница | Регистрация |

24.03.09

Апостольская преемственность

Автор: Андрей Мурзин

Иногда протестантов обвиняют в том, что у них нет так называемой «апостольской преемственности».  Как реагировать на эти упреки?  Есть ли у протестантов преемственность?  Обязательна ли она?

Сформулируем основной тезис так:  обычно передача полномочий для руководящего служения в церкви сопровождается рукоположением, но в Священном Писании нет учения о том, что всегда необходима непрерывная физическая преемственность, восходящая к апостолам.  В этой связи интересна беседа Христа с апостолами в Евангелии от Марка 9:38-40.

...Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.  Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.  Ибо кто не против вас, тот за вас.

Иисус говорит Своим ученикам, что любой, кто верен Ему, может совершать служение во имя Его, а значит и с Его властью, даже если этот человек напрямую не связан с апостолами.  Обратите внимание, что в данном случае полномочия того человека подтверждены не только словами Христа, но также и силой Святого Духа, Который давал ему способность изгонять бесов.

Кроме того, повсюду в Писании мы встречаем примеры, как Бог призывает служителей извне официально установленных Им структур, когда эти официальные структуры впадают в грех или отступничество. Например, Господь часто призывал пророков, которые никак не были связаны с другими пророками, или с царем, или со священством.  Он заменял нечестивых царей другими, которые не были из их потомства.  Бог призывал чужие народы совершить суд над Его народом.  Он заменил руководство Израиля Христом.  Он оставил Израиль, как общество завета, содержащее верный остаток, и воссоздал это общество завета во Христе.  Эти примеры показывают, что как наше наследие передается по духовной линии, а не по физической, так и преемственность священства - вопрос духовный, а не физический.

Библия снова и снова свидетельствует, что группы, имеющие четкую физическую преемственность, могут отступать от Бога.  Важнейший пример здесь - конфликт между Христом и Израилем.  Иисус не был из колена Левия; Он был отлучен и предан смерти официальными руководителями иудаизма.  Однако Он есть наш законный первосвященник и в Нем сосредоточен верный остаток Божьего народа.

Иудеи времен Христа были склонны преувеличивать важность физической преемственности.  «Мы - семя Авраамово», говорили они (Иоанн 8:33), будучи уверены в том, что «правильное происхождение» (преемственность) гарантирует их принадлежность к Божьему народу.  И Иисус, и Креститель Иоанн развенчивают их ложную уверенность:

... не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. (Ев. Матфея 3:9)

И Бог действительно воздвиг детей Аврааму из тех, кто раньше не имел никакого отношения к физической преемственности Божьего народа - Господь принял множество верующих во Христа язычников в церковь, и они стали сынами Авраама (Галатам 3:7-9). Об этом же Павел говорит и в послании к Римлянам 4:11-18; 9:7-8 и в других текстах.

С другой стороны, даже церкви основанные апостолами могут отступать от Бога.  И в Писании есть примеры того: вспомните послание к Галатам, или обращение Христа к семи церквам в Откровении.

А в после-апостольскую эпоху?  Во времена Афанасия вся церковь отвергла учение о Троице, так что тринитариев считали еретиками, а самого Афанасия неоднократно ссылали.  И даже сегодня можно иногда столкнуться с тем, что «евангелие», проповедуемое официальной, господствующей церковью, отличается от евангелия библейского. Итак, если перед нами станет выбор - церковь с апостольской преемственностью, но ложным евангелием, или церковь без преемственности, но с истинным евангелием - то библейское решение представляется ясным: выбрать истинное евангелие.

Поэтому, нас не должна беспокоить необходимость подробно проследить линию преемственности священников - Писание не требует этого.  И хотя люди порой пытаются навязать нам такое требование, оно не является библейским.

С другой стороны, необходимо отметить, что в обычных ситуациях мы должны уважать порядок существующей церкви и подчиняться ему.  Практика рукоположения, как признания церковью полномочий, авторитета и дарований служителей, является библейской и очень полезной.  Она помогает поддерживать чистоту учения и святость церкви.  Христиане не вправе игнорировать соборное мнение и древней, и современной церкви по вопросам учения, поведения, порядка, дисциплины и т.д.  Обычно новых служителей рукополагают уже существующие, ибо они обладают особыми дарами, мудростью и опытом, чтобы признать достоинство кандидатов.

Христиане должны с уважением относиться ко всем существующим христианским церквам, важно искать братского общения, особенно со своими соседями.  Поэтому, например, создавая общину или миссию там, где уже есть христианские церкви других конфессий, и собираясь рукополагать там служителей, правильно будет согласовывать свои действия с этими существующими церквами.  Необходимо также стараться уважать дисциплинарные решения христианских церквей на межконфессиональном уровне.

Поэтому преемственность священства обычно является полезной библейской практикой.  Но это в обычных случаях.  Бывают же исключения, когда преданность Слову Божьему требует «необычных» мер, особенно если обычными средствами не удалось исполнить волю Бога.  Так часто бывало в Ветхом Завете, так случилось во дни Христа, так ранняя церковь порвала с официальным иудаизмом, и так было во дни Реформации.  В такие моменты, отвергать необычные действия Бога - значит отвергать Его план и цель.

 

Ra McLaughlin, Андрей Мурзин

Third Millennium Ministries

 

 


Комментарии

Add comment

* - required field

*





*
*
Олег ||| Олег Никитин, 27-03-09 09:09:
Спасибо! Хорошая статья...
Скопич Николай ||| Скопич Николай , 27-03-09 15:57:
Отличная статья. Библейская статья. Хотелось бы что-то добавить или прокоментировать, но статья ТОЧНАЯ и ИСЧЕРПЫВАЮЩАЯ.
красильников андрей ||| красильников андрей , 27-03-09 21:13:
первая половина обличает призывает верить Богу а не авторитету человека. аминь.
вторая? мне кажется автор чего то боится и это что-то авторитет человека. кстати там нет ссылок на библию.
Григорий ||| Григорий , 30-03-09 08:36:
На мой взгляд, автор противоречит сам себе. Сначала говорит о том, что преемственность не нужна, затем оказывается, что практика рукоположений полезна и нужна. Надо бы определиться:

1. Если преемственность не нужна, тогда любой кружок читателей Библии может объявить себя церковью со своим вероучением и никто ему не указ. А определить является ли учением такой группы "евангельским" или нет не сможет никто, так как при отрицании преемственности нет никакого единого авторитета. В итоге, собирается группа людей, избирает себе пастора и все.

2. Если же преемственность все таки нужна, тогда появляется вопрос откуда она должна идти...

Что же касается библейского основания учения о преемственности, то Апостола Павел неоднократно пишет о рукоположении. Самого Павла Исус не отправляет сразу благовествовать, Павел не создает своей собственной группы или церкви. Сначала апостол Павел отправляется к законной церковной власти.
Oleg ||| Oleg , 14-05-09 10:56:
основанием оправдывающим нарушение приемственности называется заблуждение или отступление церкви от истины. я так понимаю что автор отстаивающий позицию протестантов имеет в виду заблуждения католической церкви прежде всего ... а потом и других. о некоторых мне известно. вот есть только одна проболема - руководствуясь этой логикой сегодня имеем тьму тьмущую разных конфесий. и вместо единства в истине имеем разделение на кружки единомышленников где каждый умнее другого.

как этого избежать?

статья толковая, логичная но также и кроет в себе опасности. в общении с богом логики мало. нужен духовный опыт.

но да будет у нас в главном единство, во второстепенном мпогообразие.

так что давайте искать главное чтобы обрести единство наконецто.
Oleg ||| Oleg , 14-05-09 10:57:
согласен с григорием на все 100%
Андрей Мурзин ||| murzin, 15-05-09 10:16:
Братья Олег и Григорий,
пожалуйста, читайте внимательнее. Преемственность ОБЫЧНО нужна и правильна. НО НЕ ВСЕГДА НЕОБХОДИМА. Никакого противоречия.
А насчет ап. Павла -- также внимательнее читайте Деяния и послания, напр. Галатам 1:15-19 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - Я НЕ СТАЛ ТОГДА ЖЕ СОВЕТОВАТЬСЯ С ПЛОТЬЮ И КРОВЬЮ, И НЕ ПОШЕЛ В ИЕРУСАЛИМ К ПРЕДШЕСТВОВАВШИМ МНЕ АПОСТОЛАМ, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим ВИДЕТЬСЯ с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
Григорий ||| Григорий , 21-05-09 14:57:
Андрей, все равно вопросы остаются. Кто определяет "не всегда необходима" ? При отсутствии преемственности, определять случаи, где преемственность не нужна, может кто угодно.
andrei murzin ||| andrei murzin , 15-06-09 10:58:
Григорий,
определить, когда наступает тот особый случай, можно только с Божьей помощью, под водительством Духа Святого, при условии чистого сердца, желания творить Его волю, и т.д.. Ведь мы же верим в то, что Бог не оставил нас, а продолжает руководить нами? Тут прав Олег, что нужна не только логика, но и духовный опыт, и тщательная экзегеза Писания, и соборное мнение церкви (в данном случае может быть ее части, вразрез с "официальным мнением партии").
Григорий ||| Григорий , 17-06-09 08:29:
Андрей, это все красиво звучит. Но на практике все равно "маємо те, що маємо". Любая группа (или часть) церкви может заявить, что именно она имеет самую правильную "экзегезу Писания", "исполняет Волю Божью", пребывает под "водительством Духа Святого" и т.д.
Бог действительно нас не оставил. Врата ада церковь не одолеют. И кроме как через преемственность достичь этого на практике никак нельзя.
андрей ||| андрей , 03-08-09 19:10:
Григорий,
извините, что долго не отвечал. Неужели Вы считаете, что полагаясь только на "преемственность", а не на все перечисленные мною факторы (заметьте -- библейские, а вы их небрежно отбросили фразой "красиво звучит"), мы получим чистоту истинной Церкви?? Думаю, вы согласитесь: вся история Церкви показывает, как при формальной преемственности бывает полнейшее отступление от истины, Богопознания, благочестия, любви, служения и т.д. Т.е., используя ваш аргумент, в традиционных "преемственных" церквах тоже часто маємо те, що маємо, т.е. плачевную пародию на церковь.
UnodoFot ||| UnodoFot UnodoFot, 04-08-09 17:30:
Соглашусь с автором. Многое из вышеперечисленного действительно актуально
Валентин ||| Валентин Ковальский, 26-10-09 16:41:
К сожалению, автор не обращает внимание на Книгу Деяния, 14,23: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали".
Следует отметить, что рукоположение отличается от руковозложения: это два совершенно разные действия. Рукоположение происходит от греческого "хиротония", а руковозложение -- от греч. "хиротесия". Примеры Нового Завета показывают, что в одних случах христиан рукополагали (например, в пресвитера), в других -- возлагали на христиан (и даже на Апостолов) руки для служения. Но это два совершенно разные действия: отдать приказание и повысить в звании -- это не одно и тоже.
Но, пожалуй, самый большой парадокс (а точнее порок) протестантизма заключается в том, что "пионеры" этого еретического движения сами, не будучи рукоположенными, начали рукополагать других. Бог им судья.
Роман ||| Роман Петров, 05-11-09 16:01:
Мир вам! От кого получил преемственность Ионан Креститель, ведь к нему приходили священники с тем же вопросом, что сейчас к протестантам?? Тут вопрос власти.
Наталия ||| Наталия , 21-02-10 17:02:
Я согласна с автором полностью. Очень верно приводится пример апостола Павла, который напрямую утверждает, что откровение, согласующееся с Божьим Словом, водительство Духа Святого важнее преемственности, иначе мы все сидели бы в ереси гностицизма, которым заражена православная церковь.
Григорий ||| Григорий , 12-07-10 08:18:
Роман, но крещение Иоанна Крестителя и крещение в Церкви - это же разные вещи. Иоанн Креститель не крестил "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", так как во времена Крестителя Иисус был еще жив, а Дух Святой не сошел.
© Киевская церковь Дом архитектора